Главная страница

О.Тэдзука 1
О.Тэдзука 2

Ссылки

Дзюндзи Кобаяси о фильме

            "Жар-птица 2772"
стала для Тэдзуки возвращением на большой экран после семилетнего перерыва - его предыдущим полнометражным мультфильмом была "Клеопатра" студии "Муси продакшн".
            О начале работы над "Жар-птицей" было объявлено в 1978 г., как раз когда компания "Тохо" выпустила игровой фильм "Жар-птица: рассвет" [1]. Продюсер Киити Итикава завел разговор о долгожданной рисованой картине.
            "Рассвет" по первоначальным планам должен был состоять из двух частей - из игрового "Рассвета" и рисованого "Будущего" [2], однако вторая часть так и не была снята, фильм остался игровым с отдельными рисоваными вставками. Тэдзука и глава компании "Тохо" договорились о полностью рисованой картине с самостоятельным сюжетом, независимым от "Рассвета", и утвердили название "Жар-птица 2772: космозоон-любовь". "2772" здесь - не 2772 год н.э., а неопознанный биологический объект № 2772. Первоначально речь действительно шла о 2772 годе, но затем временем действия избрали середину XXI в.
           Пожелание со стороны "Тохо" состояло в том, чтобы отойти от стандартных космических историй. Возникла мысль резко изменить облик Жар-птицы, сделать ее враждебным существом и заставить героя с ней сразиться. Дальше сюжет строился таким образом, чтобы как можно полнее использовать потенциал рисованого кино.
           К этому масштабному проекту было привлечено около десятка аниматоров, закаленных работой на студии "Тоэй" и на разорившейся "Муси продакшн". Вместе с ними эскизы сцен и персонажей рисовал сам Тэдзука.

           "Жар-птица 2772" отличается необычно большим количеством героев первого плана.
           Сама Жар-птица в исходных комиксах скорее вспомогательное действующее лицо, она не участвует в людских конфликтах, а лишь наблюдает за ними с точки зрения вечности. В "Жар-птице 2772" помимо этой роли ей достались и весьма активные эпизоды, ничего подобного которым раньше не было. Да и остальные персонажи, люди - Годо, Рокк и Рена, - робот Ольга, три инопланетянина, Сарута, Усач - тоже все принимают в развитии сюжета самое деятельное участие.
           Такое разнообразие героев заставило отказаться от традиционной системы, когда за всю анимацию отвечает один человек, и назначить нескольких "кураторов". По такой методике работает студия Диснея и другие, но для Японии она чрезвычайно нетипична.
           Система состоит в том, что каждого из основных героев рисует от начала до конца отдельный аниматор. Отдельные художники отвечают и за механизмы, и за спецэффекты. Такое разделение труда позволяет в целом добиться большего единства стиля. К тому же легче вжиться в образ "своего" персонажа. С другой стороны, сценой, где играют три разных героя, вынуждены заниматься трое аниматоров, и соответственно возрастает общий объем работы.
           Когда анимацией руководит один человек, неизбежно во всем проявляется его стиль, и образы делаются шаблонными. Система же кураторов, по-моему, в умелых руках может дать превосходные результаты.
           После долгого перерыва Тэдзука взялся за кино с огромным наслаждением и энтузиазмом. Повысить зрелищность помогли ротоскоп, компьютерная анимация и комбинированные съемки.
           Ротоскоп - устройство, которое американские журналисты того времени называли революционным. Оно позволяет создавать рисованное кино на основе игрового, обводя натурные кадры. Если при этом стилизовать изображение и добавить гротеск, получается еще более эффектно.
           Компьютерная анимация состояла в имитации движения неподвижной картинки. До того времени она применялась лишь в титрах в телевизионной рекламе; оператор специально ездил в США изучать технологию. Так были сняты, в частности, грандиозные взрывы в сцене битвы с птицей.
           Сейчас, когда компьютерная графика применяется на каждом шагу, эти кадры не производят такого уж сногсшибательного впечатления, но в то время компьютеры были большой редкостью. Меня восхищает новаторский дух Тэдзуки, его вечная тяга к экспериментам, погоня за новыми путями и технологиями.
           Еще одна черта рисованых фильмов - что к их музыкальному оформлению привлекаются в основном популярные эстрадные артисты. Здесь тоже "Жар-птица 2772" отходит от проторенной дороги со своим грандиозным классическим аккомпанементом.
           Музыку написал молодой, но замечательно талантливый композитор классического направления Ясуо Хигути, скрипичную партию исполнила Марико Сэндзю, еще одно юное дарование. Рождению этого захватывающего произведения помогло, конечно, то, что сам Тэдзука был большим любителем классики.
           Когда в 1986 г. издательство "Кадокава" начало публиковать серию комиксов о Жар-птице в твердом переплете, Тэдзука не собирался ограничиваться простым переизданием. Помимо новой части "Солнце" [3] он планировал нарисовать и "2772".
           Если бы этот план осуществился, мы увидели бы совершенно необыкновенную Жар-птицу. Комикс так и остался ненарисованным, и поклонники Тэдзуки могут лишь представлять его себе по раскадровкам к фильму.
           "На сей раз это будет настоящая птица-монстр, эдакие "Челюсти", - так прозвучало первое конкретное описание Жар-птицы, которое я услышал от Тэдзуки летом 1979 г. Конечно, на бумаге она тогда еще не существовала, только в разговорах и первых замыслах.
           Для плакатов к фильму Жар-птицу рисовал я. Я взял птицу из комиксов, заострил ей клюв, добавил мощи лапам и сделал похожей на сказочную птицу Рох, а от гребешка по шее пустил языки пламени, в общем, нарисовал все как просили. Но даже представить не мог того чудовища, которое увидел, когда Тэдзука закончил эскизы птицы к самому фильму.
           Толстая шея, пронзительные глазки, громадные хищные когти, но самым неожиданным оказался цвет. Алое туловище, багровая грива - уже никаких куриных гребешков. Такой Жар-птицы еще никто не видел.
           Тэдзука старался дать в фильме совершенно новый образ. Вместо прежнего пернатого появилась неопознанная форма жизни № 2772, которая только для людских глаз напоминает птицу, а на самом деле представляет собой энергетическое существо, связанное с процессами жизни во всей Вселенной. Иногда она принимает дьявольский облик самца, а иногда - чарующе женственный вид. В число превращений входит, разумеется, и ее ласковый образ из исходных комиксов, но не только. Поистине сокровище для аниматора.
           Никто в Японии не мог сравниться с Тэдзукой в создании таких пластичных образов, идеально подходящих для рисованого кино. С тех пор появилось немало произведений, признанных шедеврами, но нигде я не видел, чтобы главные действующие лица свободно меняли форму.
           Метаморфозы, превращения предметов и живых существ были для Тэдзуки особенно любимым мотивом.
           К тому же анимация дает для превращений поистине безграничные возможности. Форма может меняться плавно, может - стремительно или через какое-нибудь третье промежуточное состояние; умелой режиссурой можно получить самый захватывающий эффект. Это одно из украшений рисованого кино. Я и сам обожаю этот прием.
           В данном фильме очарованием метаморфоз помимо Жар-птицы наделена Ольга, механическая нянька героя. Она следует за ним всюду, даже когда он вырос, превращаясь по обстоятельствам из красавицы в реактивный самолетик, в миниатюрный автомобиль или в глиссер, а кроме того может складываться в чемодан. Вдобавок эта супер-машина разговаривает, думает, считает и прекрасно готовит.
           Прототипом для нее послужила женщина-робот из давнего комикса Тэдзуки "Вихрь Z" [4], Джет. Идею подал критик Косэй Оно, спросив во время беседы с Тэдзукой, нельзя ли использовать робота из "Вихря Z" в кино.
           В Ольге 160 см роста и 50 кг веса. Само собой, с точки зрения законов физики эта Венера не может превращаться в чемодан, глиссер и все остальное. Но в фильмах Тэдзуки даже металл приобретает пластичность, и превращения совершаются очень естественно.
           Вот она, тэдзуковская героиня - с богатством и живостью движений, какой не встретишь у нынешних мультипликаторов.

           Мне очень хотелось поработать над превращениями Жар-птицы и Ольги. Ольгу немного порисовал, а вот птицы на мою долю не досталось. Дело в том, что с самого начала съемок у меня была большая задача.
           Я делал план, который даже имел название - "Большая смена ракурсов", чудовищно сложный, но увлекательный. Он занимает 50 секунд в начале фильма и состоит из сплошных движущихся фонов.
           Главный герой, Годо, покидает место, где вырос, и отправляется в Научный центр учиться на космолетчика.
           Открываются одна за другой четыре двери, и машина на магнитной подушке, где сидят Годо и Ольга, выезжает наружу - план начинается. Камера, следующая в нескольких метрах за машиной. постепенно поднимается.
           Мимо проносятся небоскребы, они вырастают спереди и уносятся назад, все это движущийся фон. Ракурс меняется по мере того, как камера забирается все выше, и вот мы уже смотрим на пейзаж с неба. Появляются эстакады, что-то похожее на Мэдисон-сквер гарден; поднявшись на 300 метров, на высоту Токийской телебашни, камера начинает спускаться.
           Машина мчится по футуристическому городу, камера оказывается перед ней, совершает круговой облет и в конце концов смотрит через плечо сидящего за рулем Годо, то есть уже изнутри машины. В игровом кино такие съемки вряд ли возможны!
           Все, кроме неба в начале и в конце плана - все развязки, дома, деревья, - анимированы, все их надо было нарисовать кадр за кадром, следя за скоростью движения машины, около 120 км/час.
           В пересказе этот подъем и снижение камеры звучит несложно, но на деле я даже не знал, как подступиться к смене ракурсов. Поэтому я расставил в коридоре тогдашнего помещения "Тэдзука-продакшн" куски пенопласта, обмотанные черной изолентой, и соорудил десятиметровое подобие улицы. Изолента отмечала положение окон. Макет я заснял на восьмимиллиметровую камеру и получил справочный материал, который рассеял большую часть моих сомнений. О бытовых видеокамерах в те годы еще никто и не мечтал.
           План занял 4 месяца, 300 ключевых кадров и 800 включая промежуточные, общим счетом 9 папок.
           По собственной инициативе я добавил зданиям объема, изобразив на них тени.
           Ключевые кадры делал я один, промежуточные - десять человек фазовщиков, и тем, кто делал заливку цветом, тоже пришлось потрудиться.
           Результат заслужил одобрение критиков, но я не до конца им доволен. Остались небольшие шероховатости в движении и в смене ракурсов, исправить которые уже не было времени.
           Сейчас подобные планы в два счета создаются на компьютере. Я иногда вижу такое в рекламе, но не могу отделаться от ощущения, что нарисованный город получается необитаемым, линии неживые. А из "Большой смены ракурсов" в "Жар-птице 2772" со временем выросла экспериментальная короткометражка "Прыг-скок" [5].
           Из-за перфекционизма Тэдзуки работа над его фильмами всегда велась чрезвычайно напряженно до самого последнего момента.

           Со своей классической музыкой и скрытыми намеками на мировой кинематограф, "Жар-птица 2772" оставила часть зрителей в замешательстве. Кто-то подходил к ней как к научно-фантастическому фильму, хотя это сказка. В результате мнения критиков разделились: одни были довольны, другие разочарованы.
           Там и тут по фильму разбросаны эпизоды, пародирующие сцены из "Космической одиссеи" и диснеевских мюзиклов, особенно для разрядки в серьезные моменты. Некоторые резко осуждают это, но по-моему такая игра вполне оправдана для Тэдзуки, основным занятием которого было ведь не кино, а комиксы. К тому же, сцены получились очень забавные.
           Сейчас японская анимация вышла на очень высокий технический уровень, но вместе с тем, по-моему, некоторые вещи утрачены. Исчезла широта взгляда, меньше стало юмора, меньше увлеченности самим процессом анимации.
           Возможно, "Жар-птицу 2772" и нельзя назвать безупречным фильмом, но никому не сравниться с Тэдзукой в его энтузиазме и новаторских порывах.


[1] "Жар-птица: рассвет" (Хи-но тори рэммэй-хэн), реж. Кон Итикава, 1978
Описание фильма на сайте-музее Тэдзуки (англ.яз.): http://en.tezuka.co.jp/anime/sakuhin/mv/mv009.html
(назад к тексту)

[2] Экранизация одноименных комиксов Тэдзуки: "Хи-но тори рэммэй-хэн" 1967 г. и "Хи-но тори мирай-хэн" 1967-1968 гг.
Описание комиксов на сайте-музее Тэдзуки (англ.яз.): http://en.tezuka.co.jp/manga/sakuhin/m057/m057_01.html
http://en.tezuka.co.jp/manga/sakuhin/m061/m061_01.html
(назад к тексту)

[3] "Жар-птица: Cолнце" (Хи-но тори тайё:-хэн), 1986-1988 гг.; Тэдзука умер в 1989 г.
Описание комикса на сайте-музее Тэдзуки (англ.яз.): http://en.tezuka.co.jp/manga/sakuhin/m106/m106_01.html
(назад к тексту)

[4] "Вихрь Z" (Сэмпу: Z), комикс 1957-58 гг. - "Полное собрание сочинений О.Тэдзуки (Тэдзука Осаму манга дзэнсю:), т.52. Токио: "Коданся", 1978
(назад к тексту)

[5] "Прыг-скок" (Дзямпингу), реж. О.Тэдзука, 1984 г.
(назад к тексту)


"Полное собрание раскадровок О.Тэдзуки" (Тэдзука Осаму эконтэ дзэнсю:), т.6 "Жар-птица 2772" (Хи-но тори 2772). Токио: "Кавадэ сёбо: синся", 1999,с.713-717
Перевод с японского А.Паниной, 2004 г.

Верх страницы